Prokstovo.info: Литературное Кстово
Литературное Кстово

Село Старые Ключищи Чернухинского сельского Совета

I. История населенного пункта до XIX века.

По справочнику нижегородской епархии, Нижегородская губерния началась с основания Нижнего Новгорода, который был заложен Московским князем Долгоруким в 1221 году. В Н.Новгороде и окрестностях проживала мордва и марийцы. Большинство жили мордва, а марийское население расселено было по правобережью к самому берегу Волги и в незначительном количестве. Вот их по признакам селения назвали Черемисское, т.к. тогда их звали черемисы. Михальчиково со знаменитой дубовой рощей по названию святая роща Черемиска, возможно, были еще их селения, но в незначительном количестве. Мордва нас окружала всюду, например, селение Лапшлей имеет мордовские названия Лапш – это плоский, лей-овраг. Овраг между Чернухой и Лапшлеями – пергилей. Еще недалеко селение Чуварлей, Чувар по-мордовски ступа, лей овраг, т.е . овраг, похожий на ступу. Есть непонятное: Сарлейский дол. Недалеко от Ключищ, сарлей, мордовское селение, от нас в 20 км не меньше, к Константинову, есть места, напоминающие о татарах, например: бугор в лесу называется Нихан, место в роще называется Нагавн, вероятно, там были ногайцы: поле, татарские головы, это придумали не мы, а переходит из поколений. Называются привальные полосы, на этом месте заметен оборонительный вал. Чувствуется в прошлом граница Нижегородского княжества с мордвой Слободское, где жили свободно крестьяне-пограничники, среди них преобладают такие фамилии, как: Благорящевы, Ярангивы, Олесовы, Толмачево, там жили толмачи, т.е. переводчики, притом дер.Грязновка тоже недалеко, вероятно, от границы, где название поля Гозподок, здесь было воинское поселение. За городком есть место называется засеки оборонительная полоса заваления лесом. Уже до XIX века нижегородская земля стала постепенно заселяться русскими поселенцами из других губерний, это сказывается и по языку. Нижегородцы говорят тверским и ярославским языком: Лукоянов, Гагино говорят очень резко на "а". Ключищи тоже приобрели другое название, это селение называлось Сарачица. Есть еще странности, до XIX века у нас в селении есть поле, называется Шелезмицы, просто жесткая глина – плохо пахать. Но есть другое, чуть разгаданное. На склоне к Мешихе есть топь у бугра, отсюда вытекают всевозможные родники и по бугру болотные окна, зарощенные осокой, по осоке бурьян-ржавчина, похожая на ржавчину железа и по вкусу.

На этом месте находились бурые камешки, когда обсохнут, покрываются ржавчиной как железо. Притом на этом месте найден железный окатыш весом около 100 ар. Загадки разгадываются тем, что место жележницы. По истории известно, что когда еще не было Демидовских заводов на Урале, некоторые помещики-крепостники выплавляли руду, на месте эти печи назывались железенщики. Протоплялось примитивно дровами. Когда уральская промышленность достигла того, что металл их пошел по рынкам России по сходным ценам, и эти дорогостоящие предприятия кустарные пришлось закрыть, на них шли дрова в огромном количестве. Пахали сохами, борона деревянная, рассев вручную. Конечно, в период крепостного права свой надел крестьянин обрабатывал после помещичьего, так было. Весь быт тогдашнего времени лучше отражает история, источника уточнения нет.

Более вероятно, селение очень древнее, т.к. первая церковь в Ключищах построена в бытность царя Ивана Грозного IV, примерно в 1560 годы, т.к. легенда гласит по возвращения с казанского похода царь с войском шел этим трактом старым казанским, где им и отмечены исторические вехи: Слободское по тракту – церковь Казанской Божьей матери в Ключищах. По легенде, Грозный войску дал отдохнуть, это было в ночь под Покров Пресвятой Богородицы. Утром отслужил молебен, велел построить церковь, а селение переименовать. С Ключищь он повернул на Арзамас, в Пунери и Румянцеве престол, казанской. Церковь эта сгорела, и построили при царе Алексее Романове другую в 1650 г., что подтверждено архивной записью, хранящейся в музее Н.Новгорода в Сахарном долу.

2. Обстоятельства, вызвавшие возникновение населенного пункта.

В давние времена наша местность, да пожалуй, вся Нижегородская губерния покрыта была лесами. Пути сообщения дорогами были трудными и окаемыми, а посему селения строились чаще по берегам рек. В данном случае, во время оно, начальное поселение людей д.Сарычица стояло на самом берегу Озерки, т.к. сейчас заметна подошва склона. Это бывшее русло реки, да еще ближе к роще Озерка наметала дюны и пошла к Красногорке.

3. Происхождение названия населенного пункта.

Места хватало, и у мордвы, вероятно, был такой обычай: заводишь семью – уходи и ищи подходящее место для проживания своего рода. Вот и пришел мордвин Чица. На том месте долы зарощенные, по ним родники, богатые водой, река рядом.
Место подобрано по тем временам самое сходное.
История населенного пункта в конце XIX начале – XX веков.
Социальный и профессиональный состав населения.
Крестьяне, помещичьи, государственные, монастырские.

В старых Ключищах было 2 помещика: Щепотьев м Боборыкин. Щепотьев имел большой земельный массив примерно 2/3 земельных и луговых угодий, имевшихся за Ключищами, поместья его было здесь. Его центральная усадьба – большое село Щепотьево Тульской губернии Ефремовского уезда, здесь у него был бурмистр Буланов, который крестьян поставил на оброк и 4 раза в год ездил с отчетом к барину. Из селения Подзанцкое того же уезда он вывез своих крестьян в Ключищи семьями в количестве около 10 семей: Стенягиных, Макаровых, Гусевых и др.

Помещик Боборыкин В.П. имел 1/3 общего земельного массива. Он жил в Ключищах, у него собственный дом со всеми службами и постройками и усадьбой. Бывший красавец парк разрушен варварски, службы часть сгорели в пожар в 1921 году. А дом варварски разрушен. Но эта усадьба должна иметь историю, которая еще не написана. Из этого рода нижегородский писатель В.Д.Боборыкин. Где была церковь, там фамильный склеп Боборыкина, но все варварски разрушено. Боборыкин спешно выстроил больницу, сейчас она находится в Чернухе.

Наличие кустарных промыслов, сельских ярмарок.

В Ключищах есть очень пригодная глина, на базе этого сырья создавались кирпичные трудовые артели. Потом открыли горшечное производство. Теперь этого ничего нет. Селение имело кредитное товарищество, организованное в 1906 г. и в 1917 г. ликвидированное. Была мясодельная артель, организованная на базе большого количества скота в Ключищах и в прикрепленных селах: Ключищи, Вершинино, Подлесово, Грязновка, Келейниково, Пунерь, Мешиха, Лапшлей, Чернуха, Майдан. Работало 3 сепаратора, 2 сбойки. Работали с 6 утра до 10 вечера и еле успевали переработать суточное накопление сырья. Закрыли решением правительства примерно в 1932 году.

Традиционные сельскохозяйственные культуры.

Рожь озимая, пшеница яровая и озимая. Просо, ячмень, лен, вика, на сено и зерно. Гречиху редко кто сеял, а также чечевицу, овсы, распространенная культура конопли, сеяли только на усадьбах.

Национально религиозный состав населения.

Коренное население русское. Основная религиозная группа православные и небольшая часть населения поморы.

Жизненный уклад населения в населенном пункте:

Была начальная церковно-приходская школа. Позднее командовало земство. Была больница до 1902 года, ее перевезли в Чернуху за неимением подходящего земельного участка, общество отказало в последнем.

Была богадельня, построенная местным купцом Михаилом Дмитриевичем Беляниным, 2-этажное каменное добротное здание, где содержались до 1917 г., на его капитал, положенный в банке. 40 человек стариков и старух, позднее губсобес Н.Новгорода содержал до 1921 года, потом закрыли. Была церковь Покрова Пресвятой Богородицы и постройки 1650 года. Служба в ней была до 1936 года, в этом году с нее сняли колокола и закрыли, сейчас она на Сахарном долу в музее Н.Новгорода. Церковный приход состоял из 22 селений, состав примерно около 700 человек, включая все возрасты.

Местные достопримечательности и памятные места, связанные с историческим прошлым населенного пункта.

Была церковь Покрова Пресвятой Богородицы, очень ухожена. Если б она сохранилась в прежнем виде, то эта картина привлекла бы любого художника. Хорошо, добротно, просто и красиво ухоженная купцом Беляниным, который под нее подвел фундамент. Обшил тесом, покрыл белилами и она, как лебедь, стоя на высоте, выглядывала из садов. При том сооружена каменная ограда вокруг церкви до 2 метров высоты, вся ограда покрыта железом, за алтарем возвышался очень красивый чугунный памятник со склепом из железной ограды помещика с. Ст.Ключищи Боборыкина В.П., его дочери Веры Вас, и зятя лейт.-гвардии подполковника Чеховского. Рядом тяжелый лютеранский крест постаментом, на постаменте надпись: "Первый врач Ст.ключищенской больницы Антон Карлович Гоштовт". Рядом богатый склеп купца Белянина М.Д. с 2 мраморными памятниками и оградой. Все это варварски разрушено, а памятник Боборыкина разбит вместе с крестом Гоштовта и сдан в утиль. В имении, перекупленном у Боборыкина Щегловым, был действующий таран, который бы снабдил все село водой, сняли его и передали в Вередеево в организовавшийся обхоз «Родник», там его не поставили и растеряли.

В парке был купальный бассейн, его разбили на запруду неудачной ГЭС.

История населенного пункта в 1917-20 годах.

Село до 1917 года жило по-старому, но некоторые события с большими неточностями доходили до нас. Была открыта изба-читальня примерно в конце 1915 года, население вечером с удовольствием посещало ее, т.к. шли военные действия, и грамотные из местного населении читали газеты о событиях на фронте, и слушателей особо интересовали списки, опубликованные в газете, где писались лица из военных, убит или пропал без вести. Чаще всего читал Дузкин Иван Семенович, в газете отражались рабочие волнения, тогда не писали, что митинги. Писалось про Москву в 16-17 годах, что идет резня, также и в Сормове, революция в деревне не ощущалась. Все переживалось в стране. Приходили раненые и приносили правду с фронтов, слухи из газет противоречили, газеты писали об успехах на фронте, а пришедшие из пекла искалеченные воины говорили, что Россия проигрывает войну. На фронте беспорядки, появились какие-то большевики, успехи немцев пугали население – вот так было. При кредитном товариществе была библиотека, на содержании таковой и потребилка, так звали магазин. Поместье Щегловых было нетронутым, да и население не смогло его трогать, т.к. помещица Антонина Михайловна, имея гуманные намерения, иногда собирала местную молодежь, читала им Толстого, Герцена, Некрасова. Однажды приехал урядник с обыском, у нее обнаружили листовки, постращали ее и обещали, если повторится, посадят в тюрьму. Но все равно не удержали, раздавались брошюры, листовки. Виден за авторством Н.Лепин.

Было в 1917 году. Раннее утро, туман, моросил дождь. В деревнях тогда вставали очень рано, и мы, ребятишки, тоже со взрослыми поднимались. Утренний воздух чист от звуков. С дороги от Чернухи слышна была незнакомая песня, людей не видно, т.к. был туман. Толпа от Чернухи подошла вплотную, и тут мы увидели: несут красный флаг, идут с песней: «Смело, товарищи, в ногу». Подошли к зданию кредитного товарищества, к ним примкнули из села мужики, молодежь, кто-то выступил, говорили немного и пошли по улице, на которой школа. Любопытно, мы, ребятишки, пробежали своей улицей и перешли мостом, а толпа с флагом подошла к школе, в ней было занятие. Демонстранты несколько человек вошли в школу, вынесли портреты царя и царицы, на глазах толпы порвали и топтали, что-то кричали, говорили и пошли с песней дальше. Присутствующие сельчане смотрели некоторые с сожалением, а женщины плакали.

Гражданская война. Военный коммунизм. Продотряды, отбор хлеба у зажиточного населения. Продразверстки. Нижегородская губерния объявлена приказом на военном положении, который был распространен по всем селениям. В 1918 году зимой были выборы депутатов для организации Советской власти. Первый председатель Чернухинского волисполкома был Чесноков Иван Григорьевич из Пунери, секретарем Чернухинского волисполкома Зеленкин Михаил. Секретарь волкома партии – Кадулин Федор Иванович. Военком Васильев. Старший милиционер – Тупиков И.Ф. в Ключищах. Председатель комитета бедноты – Макаров Николай Михайлович. Председатель С.Ключищенского с/с – Стенягин Гурьян Григорьевич. Секретарь Шорохов Иван Ильич. Волисполком на дому председателя с/с прикрепил красную доску, на которой черным было написано: «Старо-Ключищенский с/с рабочих, крестьянских и солдатских депутатов», в середине звезда и герб, молоток и плуг. Крестьянство новинку с продразверсткой и отбором хлеба у зажиточного населения приняло недоверчиво. Но все настроения местного населения контролировали в это время. На Воробьевке уже организована была чека во главе с Воробьевым. Крестьянские настроения перехвачены были меньшевиками, которые по этому вопросу созвали меньшевицкую конференцию. От нас были делегаты трое: Дернов В.М., Сурин Яков Степанович, Дудкин Данила Андреевич. По приходе с Д.Константиновской конференции эти делегаты пояснили населению, что восстание против Советской власти будет оповещено церковными набатами. Через небольшой отрезок времени Кедулина Ф.И. из секретарей волкома убрали и поставили гражданина д.Пунерь Макарова Ивана Феоктистовича, фронтовика, коммуниста с 1914-15 года. Вскоре он женился, взял в Майдане Тукменову Олимпиаду, она работала телефонисткой на почтовой станции Чернуха–Благовещенская, стала членом партии и была уже ст.телефонисткой. Телеграфистов не знаю, а начальником почтовой станции Чернуха–Благовещенская был Шириков Василий Ефимович, отец учителя-пенсионерки Граховой Антонины Васильевны. Почтовая станция находилась в Костылевом долу, а где был волисполком, там события надвигались. Был месяц апрель. Это было в 1920 году, подтаивали последние льдинки. Откуда не знаю, но в село наше приехал, наверное, из президиума меньшевиков конференции некто Краснов. Собрали срочно собрание, наказали явиться всем без исключения. Было это собрание в складе кредитного товарищества, зажгли две молнии, было на закате солнце, многие слушатели были бывалые фронтовики, из них слышали и Ленина. Оратор говорил долго, горячо, артистически, при гробовом молчании слушателей и с угрозами в их адрес, что он говорил, я не помню. Собрание кончилось очень поздно. Расходясь, некоторые бывалые фронтовики дорогой рассуждали: у них ничего не выйдет, у кого, мне было непонятно, да не только мне, остальные были просто в смятении. При волкоме партии был волком комсомола, которым руководил Кутасов Василий. В Ключищах организовалась ячейка, где первым комсомольцем был Макурин Алексей Иванович, при его заботе организован культполитпросвет, так именовалась эта организация, молодежь под руководством Макурина организовали драмкружок, куда входили и взрослые. Первый спектакль поставили «Русалку» Пушкина. Мельника играл Сурин Я.С, потом «Обездоленные». Ставили спектакли в школе. Культполитпросвет иногда приглашал лекторов, темы были разные. Школе, местному населению и ученикам казали картины через проекционный фонарь. Наш гублесхоз организовал лесное заготовительное хозяйство в ст.Ключищах, лесагентом Растовщиковым, где делали колеса, таганки военные, черенки к лопатам и плели лапти для фронта. В мае или первой половине июня в 1920 году был ясный теплый безветренный день. Вдруг примерно часов в 12 дня наверху церкви прозвучал набат, население все высыпало на улицу. Всем казалось, что где-то пожар. Со стороны Чернухи вышла длинная вереница народа , которая шла по направлению к Ключищам. Потом поняли, что началось восстание. На нашей церкви не замедлил набат, колонна Чернухи входила в Ключищи. Какие-то люди бегали по селу и торопили взрослое население присоединиться к этой колонне. Выходили кто с чем мог: вилы, топоры, ружья, а кто и винтовку прихватил с фронта, в колонне были и шашки с саблями. Маршрут – Слободское, некоторые женщины и дети пытались идти за колонной, но всех вернули, не доходя до Подлесова. По рассказам участников похода, было так: подошли к Слободскому, там явились командиры и стали формировать подразделения для наступления, заняли позиции от огородов и пошли в наступление. У Слободского сосредоточен был отряд чека из 22 пулеметов и несколько солдат с винтовками. По наступающим не стреляли, а прострочили из обеих пулеметов поверху. После этого наступающие разбежались по своим селениям. Какая реакция на это в других селениях была, не знаю, а Ключищи без сожаления радовались провалу наступления. Но злобы ни у кого не было. Гражданская война, голод Поволжья, голодающие прибывали в наше селение, у нас в Ключищах жили три семьи, в бугре две семьи вырыли землянки и жили. Семьи по найму, а иные плотничали. Однажды случилось такое: в 19 или 20 годах летом в июле месяце, в течение двух суток шли китайцы семьями по тракту на восток. Никаких осложнений от них не было. Торговали по пути веерами и кормились. В эти годы было дезертирство из армии в больших масштабах. Ст.милиционер Чернухинской волости Тупиков часто приводил дезертиров из лесов, иногда 5-6 человек за раз в с/совет ст.Ключищей, их сопровождал в Чернуху или в уездный военкомат. Часто с Великого Врага приходили моряки в распоряжение Чернухинского исполкома, снабдить их продуктами питания за счет населения, там стоял отряд военно-морских катеров под командованием Кощанова. Часто моряки вечерами отдыхали в нашем парке и под гармошку плясали «яблочко». В 1921 году в страшную субботу накануне светлого праздника обрушилась на село страшная стихия – пожар, который унес 120 жилых домов на обеих улицах, при том сгорели амбары, мазанки, бани, сенницы, стихия бушевала ураганом. При тушении пожара сгорело четыре пожарных машины. Сгорели и склады лесхоза, горело сырье, заготовленное лесхозом, 2000 пудов. Несколько раз загоралась церковь. Но ее отстояли вершининские. Этот ужас – страшную стихию наблюдали многие селения. Почтовую станцию Чернуха – Благовещенское телеграфист оповестил Нижегородский губисполком. Оттуда выехала 1 кремлевская пожарная часть срочно на 3 тройках, одним словом, весь пожарный обоз, расстояние от Нижнего до с.Ключищ – 45 км. Приехали они в Чернуху, а в Ключищах все прогорело, и обоз вернулся обратно. Время было такое, что страховку получать было не у кого, это дошло до властей из губисполкома, по этому вопросу приезжал член президиума губисполкома, инженер Шашков, техник Суровкин и лесничий майданского лесничества Кривошеий А.И. Решено было отпуск леса производить погорельцам бесплатно, на одной улице решили построить коммунальные дома, не выполнено это почти наполовину. Плотничьи артели разошлись, на том дело и кончилось. У погорельцев все сгорело, в том числе остались в том, в чем выбежали из этого ада. Был использован такой рисковый вариант лесоагентом Ростовщиковым. Склады сгорели, это помечено в актах ликвидации и включен в акт был тот склад, в котором много было мануфактуры. Это был пооощрительный фонд и пожалуй, зарплата, когда списан был материальный склад при поддержке Чернухинского волисполкома Ростовщиков распахнул двери этого склада, составили списки погорельцев и раздали все: на едока 10 метров, а население было больше, не как сейчас, детей было 6-8 человек. Время установления Советской власти в 1918 году в марте месяце:
а) мирным путем
б) из собрания депутатов
Коллективизация в населенном пункте проходила при нежелании, проходили бурно. Заведомо лишали хороших угодий земельных и луговых, суля под поля неколхозникам болото и пески.

2004

об авторах:

Смирнова Татьяна ПетровнаАрхивный отдел администрации Кстовского района
Фонд краеведа Люсова И. А. 1976 г.
Начальник архивного отдела Т. П. Смирнова
Смирнова Татьяна Петровна родилась 10 марта 1951 г. в с. Мальцыево Пильнинского района Горьковской области. С 1961 года проживает в г.Кстово. По профессии бухгалтер. С 1978 года в архивной службе. В 1982 году окончила школу архивных работников, с 1984 года заведующая городским государственным архивом, с 1993 года начальник архивного отдела администрации Кстовского района Нижегородской области. Изучением родного края начала заниматься в школьные годы. Класс, в котором училась, собирал материал, на основе которого был создан музей боевой славы в школе № 6, действующий в школе по настоящее время.
С 1995 года член научно-методического Совета по делам архивов Администрации Нижегородской области.

Литературное Кстово


Край наш Кстовский

Поразят каждого дровоколы technovector.com.ua.

Летопись родного края

 

Контакты

У Вас есть вопросы, пишете стихи или прозу? Может Вы хотите дополнить имеющуюся на сайте информацию или сообщить об ошибках? Мой адрес электронной почты: akulgin@ya.ru
Контактный телефон: 8 904 920 95 90, Александр Кульгин

2008 - 2015,«Литературное Кстово». Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.prokstovo.info, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Prokstovo.info: Литературное Кстово